В начале 2019 года производители молока и молочных продуктов в РФ получили право экспортировать свою продукцию в Китай.
Поскольку молочная продукция имеет ограничения по срокам годности и условиям хранения, то возникает потребность в максимальном сокращении транзитного времени при соблюдении температурных режимов. Чтобы обеспечить такие условия необходимо арендовать рефрижераторный контейнер (соблюдение условий хранения) для доставки по железной дороге (короткое транзитное время). Ставка доставки до КНР при соблюдении данных условий доходит до 10 000 USD (40 футовый рефрижераторный контейнер/ 25 тонн нетто).
Проблема высоких цен на аренду рефрижераторных контейнеров объясняется отсутствием в Центральном федеральном округе сервиса по обслуживанию рефрижераторных контейнеров на железной дороге. Поэтому при отправке молока на экспорт приходится доставлять порожний контейнер на завод для его загрузки, а затем транспортировать обратно в г. Москву для формирования железнодорожного состава. Такая логистическая петля увеличивает цены на фрахт контейнеров и приводит к росту экспортной цены, делая ее неконкурентоспособной.
Решением проблемы высоких ставок на аренду оборудования при экспорте молока и молочных продуктов является отправка контейнеров через порт Новороссийск, где транзитное время до портов Китая составляет 30-35 дней. Транзитное время при отправке через порт Санкт-Петербург составляет 45-50 дней для сравнения.
Ставки фрахта при экспорте сельхозпродукции в рефрижераторных контейнерах до портов Китая через порт Новороссийск на 30% ниже, чем железнодорожная перевозка. Такая существенная разница обусловлена наличием хорошего сервиса морских линий в портах.